Возрастные кризисы от 0 до 18: причины, помогаем детям пережить стресс
Возрастные кризисы являются периодом перехода из одного жизненного этапа в другой. Они сопровождаются процессом переосмысления жизни и жизненных целей. В такие периоды людям свойственно проявлять некоторую неадекватность, которая обусловлена собственной неуверенностью в выборе и правильности своих действий. В результате этого начинают возникать непредсказуемые ситуации, а поведение может изменяться до неузнаваемости. Сами по себе возрастные кризисы являются естественным процессом перехода на новый жизненный этап, однако, кризисы от 0 до 18 лет вызывают непонимание со стороны родителей. Можно ли помочь ребенку пережить кризис и как это сделать?
Причины возрастных кризисов
Кризис является процессом переформирования личности. В периоды возрастных кризисов происходит процесс изменения мировоззрения. Мировоззрение изменяется как по отношению к себе, так и к обществу в целом. Этапы возрастных кризисов сопровождаются процессом изменения социального статуса ребенка и приобретением новых потребностей. Каждый возрастной кризис приводит к новообразованию личности. Новообразование личности является изменением в психике, которое просто необходимо для нормализации процесса жизнедеятельности с течением времени.
Избежать кризисов нельзя, однако, если изучить их особенности и этапы, можно помочь своему ребенку их пережить. Если кризис не протекает в должной мере, то ребенок не развивается и остается на прежнем этапе, что не дает ему становится взрослее (с точки зрения психологического развития). В периоды кризисов ребенку свойственно испытывать нежелание продолжать жить, как прежде. Ему хочется изменений, перестроек и перестановок.
Этапы возрастных кризисов и как помочь ребенку их пережить
- Первый этап возрастных кризисов — кризис новорожденности.
Кризис новорожденности является первым этапом развития личности и протекает в первые 6-8 недель после рождения малыша. В этот период ребенок уже адаптируется к жизни вне материнской утробы, организм в полной мере приспосабливается к самостоятельному процессу дыхания, регулирования температуры тела и переваривания пищи. В большинстве случаев к этому времени у ребенка формируется определенная регулярность сна и приема пищи, что заставляет его чувствовать себя уверенным при новых обстоятельствах. Стоит отметить, что этот период происходит и психологическая адаптация ребенка, но в большей мере она зависит от родителей. В этот период необходимо научиться понимать жесты ребенка, язык тела и мимику. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее необходимо чаще брать его на руки и обнимать. По окончанию кризиса малыш признает близких людей и улыбается, когда видит их.
- Второй этап возрастных кризисов — кризис первого года жизни.
Кризис первого года жизни протекает в период от 1 до 1,5 лет. В это время ребенок начинает самостоятельные действия на пути познания мира и его устройства. Дети учатся ходить, разговаривать и в большей мере интересоваться устройством буквально всего. Ребенок еще может разговаривать на своем языке, который взрослые не всегда понимают, но даже тогда процесс возрастного кризиса уже запущен. Психологические изменения связаны с понимаем того, что мама не принадлежит ребенка полностью, поэтому малышам характерно стремление к получению повышенного внимания. И тут важно понять, что ваш ребенок капризничает потому, что ему необходимо ваше внимание. Особенности поведения:
- Повышенная потребность в получении внимания.
- Плаксивость.
- Отсутствие четкого понимания своих желаний.
- Страх одиночества.
- Протесты.
- Нарушение семейных правил и устоев.
Несмотря на то, что ребенок требует повышенного внимания, именно в этот период он начинает принимать волевые решения. Что же делать в период кризиса первого года жизни? Поддерживать ребенка и давать ему больше внимания. Ни в коем случае нельзя подавлять его стремление к получению большего количества внимания. Дайте ребенку свободу, но ненавязчиво устанавливайте границы допустимого. Если будет необходимо — притормаживайте или стимулируйте ребенка.
- Третий этап возрастных кризисов — кризис трех лет.
Кризис трех лет протекает в период от 2 до 4 лет и обоснован процессом гормональной перестройки организма ребенка. В этот период происходит активизация ядра промежуточного мозга и гипофиза, что вызывает повышенное стремление к познанию окружающего мира. Гипофиз относится к Аджна Центру и отвечает за стремление к ментальной осознанности. Отследить и проверить открытость центра можно с помощью составления рейв-карты.
Что это даст? Вы получите уникальную возможность на раннем этапе развития личности ребенка, выявить наличие проблем с процессом освоения новой информации. Расшифровка рейв-карты подскажет, как вы можете поспособствовать процессу усвоения новой информации и вовлечению ребенка в познавательную деятельность для следования его истинным ценностям, которые он еще не осознает в должной мере.
В этот период ребенок отличается острым нежеланием слушаться, поведение ребенка практически невозможно корректировать в должной мере. Ребенок показывает демонстративные протесты и часто отказывается поступать так, как просят родители. При этом он стремится получить желаемое любыми усилиями. Этот период может сопровождаться криками, демонстративными протестами и попытками ударить родителей или сверстников. Этот процесс является абсолютно нормальным, однако правильная расстановка границ поможет преодолеть кризис менее проблематично.
Не показывайте ребенку то, насколько вы сильны и, какая власть над ним у вас есть. Таким образом вы заложите в нем негативные черты характера и предпосылки к возникновению девиантного поведения. Проявите по отношению к ребенку терпение, но в то же время установите строгие рамки и границы допустимого. Ни в коем случае не отступайте от границ, иначе ребенок активно начнет манипулировать вами. Если ребенок склонен к истерикам, то позволяйте ему остаться наедине с собой, чтобы быстрее прийти в норму. При правильном расставлении границ допустимого третий этап длится от 1 до 1,5 лет.
- Четвертый этап возрастных кризисов — кризис 7 лет
Кризис 7 лет протекает в период с 6 до 8 лет и обоснован периодом активного физического роста и социального статуса. В это время у ребенка активно развивается мелкая моторика и усложняется система нервно-психологических функций. Психологические изменения происходят за счет изменения социального статуса и перехода к статусу школьника. Дети подвержены неврозам, которые обоснованы необходимостью привыкания к новым условиям, требованиям и окружению. У ребенка появляются следующие признаки:
- Тревожность.
- Сокрытие эмоций.
- Снижение аппетита.
- Тошнота по утрам.
- Рвота в утренние часы.
- Отсутствие желания посещать школу.
- Усложнение отношений с родителями, легкое хамство.
- Передразнивание старших.
Также, этот возраст зачастую сопровождает уходом из дома, однако, это присуще больше мальчикам. Возникновения проблем в этот период связано с тем, что ребенок ощущает вероятность того, что может отставать от сверстников. Поэтому перед тем, как отдать ребенка в школу посоветуйтесь с педиатром и психологом. Старайтесь не записывать ребенка на дополнительные занятия или, хотя бы, не перетруждать. Не ругайте за плохие оценки, дайте возможность адаптироваться к новым условиям. Не пытайтесь завышать требования, в конце концов это формирует проблемы с самооценкой. Дайте ребенку право выбора в большей мере, но при неблагоприятных ситуациях старайтесь оказать психологическую поддержку.
- Пятый этап возрастных кризисов — подростковый кризис.
Подростковый кризис возникает в период с 11 до 15 лет и сопровождается процессом полового созревания и ускоренным физическим ростом. Стоит отметить, что психологи разделяют несколько позиций касательно возраста пятого этапа. Многие склоняются к тому, что подростковый кризис возникает до 18 лет. На фоне того, что организм переживает процесс полового созревания, ребенок склонен к психологическим изменениям. Психологические изменения характеризующие пятый этап возрастных кризисов:
- Повышенная активность и возбудимость.
- Агрессия.
- Отсутствие сдержанности и рациональности.
- Частые смены настроения.
- Появление вредных привычек.
- Вступление в социальные группы и субкультуры.
В этот период ребенок подвержен негативному влиянию, поэтому важно присматриваться к его окружению. Не обращайте внимание на то, что подростки становятся эгоистичными и равнодушными, так они прячут повышенное желание к получению внимания.
В этот период наиболее правильной моделью поведения для родителя является принятие и отношение к ребенку, как к взрослому человеку. Не пытайтесь навязывать свое мнение, не переусердствуйте с контролем и дайте право на самостоятельный выбор. При возникновении ситуаций, которые вызывают у вас опасения — обращайтесь к Системе Дизайн Человека. Она предоставляет информацию о том, в какой мере развиты центры человека. Каждый центр выполняет определенную функцию и связан с внутренним состоянием личности. Система выявит то, каким является ваш ребенок на самом деле и не идет ли он по пути ложного “Я”. Чем раньше вы выявите истинные ценности ребенка, тем лучше вы поможете ему реализовать себя и выполнить свое предназначение.
Общие рекомендации родителям
Независимо от периода возрастного кризиса необходимо соблюдать следующие рекомендации для того, чтобы помочь своему ребенку пережить кризис:
- Устанавливайте правила и показывайте на своем примере, как их надо соблюдать.
- Позволяйте учиться на собственных ошибках, но не допускайте возникновения угрозы для жизни ребенка.
- Создайте распорядок дня, который будете поддерживать вместе с ним.
- Не повышайте на ребенка голос и старайтесь заменять требования просьбами.
- Не позволяйте себе в присутствии ребенка критиковать родственников, нянечек и учителей.
- Не поддавайтесь панике и не осуждайте выбранный вариант воспитания ребенка.
- Уделяйте больше внимания, но не создавайте тотального контроля над ребенком. Помогайте в выполнении домашних дел и домашней работы.
- Научитесь уважать мнение и позицию ребенка. В случае несогласия предоставьте достоверную аргументацию своей позиции.
Помните, что кризис в каждом возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для поддержания взаимопонимания и взаимоуважения с ребенком. Для каждого ребенка характерны свои признаки возрастного кризиса, однако, соблюдая рекомендации вы сможете оказать помощь вашему ребенку на пути формирования его личности.