Способы решения межличностных конфликтов
Межличностные конфликты возникают при разных обстоятельствах. Бывает и так, что конфликт провоцируется незначительной деталью, но развивается в большой скандал. Возможно ли избежать конфликта, когда становится очевидно, что он скоро произойдет? Существуют ли определенные сигналы, которые указывают на наличие проблемы между людьми? Да, да и еще раз, да! Определить начало конфликта и подобрать способы его решения можно, именно в этом и поможет рассматриваемая статья.
Как формируется конфликт
Межличностные отношения всегда являются сложным вопросом, как минимум потому, что общение происходит между двумя людьми (и это минимум). В спорных ситуациях каждый стремится отстоять свою точку зрения и убедить второго участника общения в том, что только его позиция является верной. Для того, чтобы конфликт сформировался предварительно происходит конфликтное действие или ситуация. Как правило, в конфликте принимают участие от двух человек и чем больше участников конфликта появляется, тем сложнее его выявить и устранить.
Формирование межличностного конфликта начинается с инцидента или, иначе говоря, повода. Поводом являются действия одного из участников общения, которые задевают интересы второго участника. Причиной конфликта могут быть, как намеренные действия человека, так и необдуманность решений, действий или слов.
Причины межличностных конфликтов
При возникновении повода для конфликта следует проявлять осторожность (если, конечно, вы не хотите его развития). В первую очередь определяется число участников конфликта и его вид (межгрупповой, межличностный или внутриличностный).
Межличностный конфликт возникает при наличии определенного противоречия между участниками общения. Чаще всего он возникает в процессе социального взаимодействия, где оба участника пытаются отстоять свои интересы. Причинами такого конфликта могут быть несколько факторов:
- Социально-психологические. Негативные действия одного из участников конфликта, которые нарушают границы второго участника. Негативными действиями считаются: искажение реальной информации об участнике межличностных отношений, попытки оказания психологического давления, несогласованность полномочий в отношениях, тяготение к власти или психологическая несовместимость. Система Дизайн Человека объясняет почему некоторые люди никогда не поймут друг друга. На нашем сайте существует возможность детального разбора личности вашего собеседника. Подробную информацию о его психологических особенностях, заложенных природой, можно узнать если составить уникальную рейв-карту.
Расчет делается совершенно бесплатно, а для сильно заинтересованных людей предусмотрены расширенные опции, которые помогут узнать больше информации о себе и ваших взаимоотношениях с окружающими людьми. - Психологические. Психологическими факторами могут выступать проблемы неправильного восприятия информации от одного и участников отношений. Причинами для неправильного восприятия могут быть: различия в моральных, этических и духовных установках, слабо развитый эмоциональный интеллект, отсутствие способности к сопереживанию, неумение оказать психологическую поддержку или собственные ожидания от второго участника взаимоотношений.
Рассмотрение проблемы межличностных отношений является сложной процедурой в силу того, что каждый человек индивидуален и может иметь ряд причин, которые провоцируют его на конфликт. Стоит отметить, что динамика развития конфликтов имеет свою разновидность и может быть: вялотекущей, затяжной и острой. Вялотекущие конфликты формируются в течении длительного времени и не являются существенной проблемой для обоих участников конфликта. Чаще всего к ним относятся конфликты между людьми, которые не являются друг для друга хорошими приятелями. Затяжные конфликты формируются на протяжении длительного периода и свойственны для определения конфликтов между поколениями. Острые конфликты являются следствием непонимания между близкими друзьями или партнерами.
Сигналы межличностного конфликта
Определение причины конфликта упрощает процедуру выявления причин его формирования. Причинами для конфликта могут быть:
- Кризис. Период в жизни одного или всех участников отношений, когда терпение на исходе. Кризису сопутствуют следующие сигналы: неадекватное проявление эмоций, отсутствие контроля за своими чувствами, повторяющиеся пререкания, разрыв отношений или прекращение общения. Дополнительным и очень ярким сигналом межличностного конфликта из-за кризиса является осуществление насильственных действий физического или психологического характера.
- Напряжение. Период, когда ситуация является напряженной и действия участников отношений воспринимаются иначе, чем обычно. Сигналами напряжения выступают: учащенное противоборство интересов, отсутствие желания находится рядом или общаться с человеком, формирование предвзятого мнения в отношении второй стороны и искажение реального смысла поступков человека.
- Недоразумение. Отсутствие понимания действий второго участника межличностных отношений и изменение их восприятия. Признаками недоразумения являются: навязчивые мысли, которые приводят к нервному перенапряжению и отсутствие желания принимать позицию второго участника отношений.
- Инцидент. Инцидент проявляется в двух формах: скрытой и открой. Скрытая форма характеризуется пониманием участниками отношений наличие проблемы, но отсутствием фактического отражения конфликта во взаимоотношениях. Открытая форма является результатом уже начавшегося конфликта, когда действия участников направлены друг против друга.
- Дискомфорт. Осознание обоими участниками факта того, что в отношениях происходят изменения.
Предвестники межличностного конфликта
Кроме того, что уже существующий конфликт можно выявить опираясь на сигналы о его существовании, существуют предвестники конфликта:
- Открытое или скрытое собирает и распространение слухов и сплетен про второго участника взаимоотношений.
- Длительное или неожиданное изменение частоты встреч, холодность в общении, попытки избежать разговоров на любые темы.
- Изменение тематики диалогов, отсутствие личного участия, разговоры на формальные и отдаленные от личных тем.
- Учащенное опоздание на встречи или постоянные поводы отложить встречу на длительный срок.
При рассмотрении межличностных конфликтов в трудовом коллективе можно отметить такие предвестники, как: учащенное увольнение сотрудников по собственному желанию, низкая производственная деятельность, замедление рабочих процессов, разделение коллектива на мелкие социальные группы и игнорирование руководителей.
Стратегии поведения в межличностном конфликте
Как уже было сказано, межличностные конфликты будут возникать всегда, но предотвратить или препятствовать их развитию можно следуя следующим рекомендациям:
- Уклонение. Попытка выхода из конфликтной ситуации посредством отказа от желания отстаивать собственные интересы.
- Приспособление. Осуществление действий, направленных на смягчение конфликта.
- Соперничество. Действия, которые направлены на достижение собственного желания в ущерб другому участнику отношений.
- Компромисс. Попытка найти решение ситуации с помощью взаимных уступок.
- Сотрудничество. Осуществление поиска решения возникшей ситуации сообща, оба участника отношений заинтересованы в решении конфликта.
Оптимальный метод решения межличностного конфликта
Существует определенная модель поведения в конфликтной ситуации, которая направлена на его смягчение или полное устранение. Очевидным фактом является то, что наиболее эффективный метод решения конфликта — сотрудничество. В таком случае происходит приспособление обоих участников к интересам второй стороны, и обе стороны остаются в выигрыше. Менее выгодными способами можно назвать все оставшиеся методы. Их неэффективность обоснована тем, что одна из сторон будет удовлетворена полученным результатом в меньшей степени и конфликт не будет решен в полной мере.
Для того, чтобы сотрудничество приобрело позитивный характер необходимо обсудить его перспективы со второй стороной. Если оба участника конфликта согласны на решение спорного вопроса, необходимо действовать в соответствии со следующей схемой:
- Разобраться с причинами формирования конфликта без проявления эмоций.
- Не давать полного отказа от собственной позиции и предотвращать собственное желание изменить позицию второго участника.
- Стараться подбирать слова и выражения в процессе ведения переговоров для того, чтобы конфликт не стал более эмоциональным.
- Необходимо рассматривать корень проблемы, а не действия друг друга.
- Искреннее выражение собственных эмоций, покажите второму участнику ваши чувства.
- Проявление принятия эмоций второго участника конфликта, оказание психологической поддержки, попытки поставить себя на его место.
- При появлении ощущения ослабления конфликтной ситуации необходимо сообщить об этом второму участнику.
- При отсутствии обоюдного согласия в том, что конфликт исчерпан необходимо продолжать диалог до тех пор, пока обе стороны не согласятся с тем, что конфликт исчерпан.
Теперь вы знаете, как устранить на корню формирование межличностного конфликта и выйти из трудной ситуации в случае ее развития. Не забывайте о главных правилах и видах конфликтов в процессе их устранения.